Постановление КС РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь»


Правовой вопрос: конституционен ли публично-правовой платеж в виде платы за размещение отходов производства и потребления, если законодательство не определяет, на кого возлагается обязанность его уплаты – на лицо, производящее отходы, или же на специализированную организацию, осуществляющую их вывоз и захоронение, и тем самым вопрос отдаётся на усмотрение судов.

Правовая позиция: указав на важность определенности соответствующего правового регулирования, Суд констатировал неопределённость как законодательства, так и судебной практики в этом вопросе. В итоге Суд пришёл к заключению, что оспариваемое регулирование не соответствует Конституции 1) в той мере, в которой оно – в силу судебного толкования - допускает  взимание данного платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, при заключении которых стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы; и 2) в той мере, в какой оно позволяет применять к специализированной организации пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления, несмотря на то, что размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.


Особое мнение:
  • Судья Арановский выступил с совпадающим мнением: он считает, что высказывание Суда о том, что правовое регулирование платы за размещение отходов не исключает и договорных форм, не должно пониматься таким образом, будто Суд полагает приемлемой систему отношений, при которой организация-мусоросборщик, оказывая услуги по вывозу и захоронению (утилизации) отходов, получала бы заодно и права сборщика экологических платежей, взимая их с производителей мусора в составе платы за оказанные услуги, чтобы потом общей суммой вносить эти платежи в бюджет от своего имени – такая система чревата монополизмом, злоупотреблением правами и, по существу, возродила бы практику откупов. 

Текст (738.58 Kb)
Предметные области:
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСЫ налоги и сборы
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО свобода договора