Правовая позиция: по итогам рассмотрения дела Суд принял обширное постановление, в котором 1) признал оспариваемый закон соответствующим Конституции по порядку его принятия Государственной Думой; и 2) отказал в признании неконституционными следующих положений:
- запрет быть организатором публичного мероприятия лицу, два и более раза привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные соответствующими нормами КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- административные штрафы для граждан в размере до трехсот тысяч рублей и для должностных лиц – до шестисот тысяч рублей;
- положение, допускающее беспрепятственное проведение предварительной агитации о публичном мероприятии лишь с момента согласования времени его проведения с органом власти;
- обязанность организатора публичного мероприятия принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении о его проведении количества участников;
- ограничения, касающиеся порядка проведения пикетов;
- увеличение до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
Вместе с тем, Суд дал этим положениям смягчающее толкование, а некоторые другие положения признал не соответствующими Конституции, в том числе:
- безвиновную гражданско-правовую ответственность организатора публичного мероприятия за вред, причиненный его участниками;
- право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определять единые специально отведенные или приспособленные для проведения публичных мероприятий места.
Масштаб нарушений прав субъектов Российской Федерации, допущенных в ходе принятия закона, очевидно свидетельствует о неконституционности оспоренного Закона по порядку его принятия; признание этого факта избавило бы Суд от необходимости исследовать содержательную часть закона - нельзя исследовать то, чего не существует: по выражению судьи Данилова, «бессмысленно искать спелые плоды на ветвях отравленного дерева».
Судья Казанцев выступил в защиту права предварительной агитации о публичном мероприятии и права на одиночное пикетирование, а также указал, что согласительно-уведомительные процедуры являются необходимым элементом конституционного процесса принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, и отступление от них может служить основанием для признания федерального закона неконституционным по порядку принятия.
Полагает, что оспариваемые законы следовало признать неконституционными в целом из-за нарушения порядка принятия.