Постановление КС РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П по делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко


Правовая позиция: по итогам рассмотрения дела Суд принял обширное постановление, в котором 1) признал оспариваемый закон соответствующим Конституции по порядку его принятия Государственной Думой; и 2) отказал в признании неконституционными следующих положений:

- запрет быть организатором публичного мероприятия лицу, два и более раза привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные соответствующими нормами КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- административные штрафы для граждан в размере до трехсот тысяч рублей и для должностных лиц – до шестисот тысяч рублей;

- положение, допускающее беспрепятственное проведение предварительной агитации о публичном мероприятии лишь с момента согласования времени его проведения с органом власти;

- обязанность организатора публичного мероприятия принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении о его проведении количества участников;

- ограничения, касающиеся порядка проведения пикетов;

- увеличение до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Вместе с тем, Суд дал этим положениям смягчающее толкование, а некоторые другие положения признал не соответствующими Конституции, в том числе:

- безвиновную гражданско-правовую ответственность организатора публичного мероприятия  за вред, причиненный его участниками;

- право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определять единые специально отведенные или приспособленные для проведения публичных мероприятий места. 


Особое мнение:
  • Масштаб нарушений прав субъектов Российской Федерации, допущенных в ходе принятия закона, очевидно свидетельствует о неконституционности оспоренного Закона по порядку его принятия; признание этого факта избавило бы Суд от необходимости исследовать содержательную часть закона - нельзя исследовать то, чего не существует: по выражению судьи Данилова, «бессмысленно искать спелые плоды на ветвях отравленного дерева».

  • Судья Казанцев выступил в защиту права предварительной агитации о публичном мероприятии и права на одиночное пикетирование, а также указал,  что согласительно-уведомительные процедуры являются необходимым элементом конституционного процесса принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, и отступление от них может служить основанием для признания федерального закона неконституционным по порядку принятия.

  • Полагает, что оспариваемые законы следовало признать неконституционными в целом из-за нарушения порядка принятия.

    Текст
Текст (716.71 Kb)
Предметные области:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО административная ответственность свобода собраний и ассоциаций