Постановление КС РФ от 30 марта 2012 г. № 9-П о делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл


Правовая проблема: верно ли, что оспариваемая норма, в нарушение конституционных принципов равенства и верховенства закона, а также конституционного запрета на ограничение прав местного самоуправления по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, не позволяет органу местного самоуправления при отсутствии специального нормативного правового акта субъекта Российской Федерации принимать решения в форме муниципального нормативного правового акта о приватизации принадлежащих ему служебных жилых помещений.

Ratio decidendi: Суд отметил, что право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть ограничено федеральным законом только при условии, что такое ограничение является соразмерным конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление КС РФ от 22 ноября 2000 года № 14-П). На этом основании Суд признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции, поскольку она – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – не препятствует органу местного самоуправления принимать решения о приватизации входящих в муниципальный жилищный фонд служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению - использованию для решения задач, связанных с вопросами местного значения. При этом право   муниципального образования отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений.


Особое мнение:
  • Конституционный Суд, вводя своим толкованием не предусмотренные непосредственно федеральным законом ограничения прав местного самоуправления по вопросам приватизации служебных жилых помещений, подверг сомнению способность муниципальных органов рационально распоряжаться муниципальным жилищным фондом и тем самым вошел в противоречие с презумпцией их добросовестности и разумности  при решении отнесенных к их ведению вопросов.

  • Действующее законодательство позволяет собственнику муниципального жилищного фонда принимать нормативные правовые акты, устанавливающие основания и условия, а также порядок приватизации служебных жилых помещений.

Текст (338.46 Kb)
Предметные области:
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСЫ жилищное право
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО местное самоуправление