Правовая проблема: может ли временно применяться, до своего вступления в силу, международный договор Российской Федерации (или его часть), затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающий при этом иные правила, чем предусмотренные законом, – в том случае, если такой договор не опубликован официально?
Ratio decidendi: Суд признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции — на том основании, что по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возможности применения такого международного договора (или части международного договора) в Российской Федерации без его официального опубликования. При этом Суд указал на то, что статья 15 (часть 3) Конституции с необходимостью предполагает официальное опубликование такого договора для всеобщего сведения, – в противном случае стремление государства любой ценой соблюсти обязательства в отношениях с другими государствами может приводить к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие официального опубликования означало бы отступление от принципов правового государства, юридического равенства и правовой определенности как необходимых конституционных критериев защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации, без чего невозможны их непосредственное применение в России, а также конституционно обоснованное ожидание уважения и соблюдения властями прав и свобод человека и гражданина.
Суд обязал федерального законодателя в трехмесячный срок установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров Российской Федерации, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и при этом устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом. В течение того же срока должно быть завершено официальное опубликование таких международных договоров Российской Федерации. По истечении указанного срока подобные договоры не могут применяться далее, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В данном деле Суд был обязан рассмотреть вопрос о необходимости не только официального опубликования, но и ратификации договора, поскольку он ухудшал положение налогоплательщика.
Даже если бы примененный в деле заявителя договор был опубликован официально, то и в этом случае он нарушал бы конституционный принцип правовой определенности (юридической безопасности – legal security.