Оспариваемые нормы: Части 4, 5 и 51 статьи 35, части 2 и 31 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и часть 11 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области»
Правовые вопросы: 1) вправе ли региональный законодатель определять порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, способ замещения должности главы муниципального образования и его место в структуре органов местного самоуправления 2) могут ли в представительный орган муниципального района, сформированный из представителей поселений, могут входить главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса 3) вправе ли региональный законодатель устанавливать единственно возможный способ замещения должности главы городского округа и наделять эту должность функциями главы местной администрации?
Правовая позиция: КС РФ пришел к выводу, что оспариваемое регулирование Конституции не противоречит и что региональный законодатель вправе определять единственно возможный вариант способа формирования представительных органов применительно к тем видам муниципальных образований, которые отличаются высокой концентрацией функций и задач, объективно имеющих государственное значение. В остальных же случаях регионы не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах, а также самостоятельно определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления соответствующего поселения. Главы поселений, избранные представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не могут входить в состав представительного органа муниципального района (вышестоящей по статусу единицы местного самоуправления).
Региональные власти получили действенное средство влияния на подбор глав муниципальных районов и городских округов. От конституционного права граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления остается лишь их право включать в жестко заданную на законодательном уровне структуру ее дополнительные звенья. Законодательное закрепление единственного и безальтернативного варианта структуры органов местного самоуправления и способа их формирования может быть допущено, но лишь в исключительных случаях.
(совпадающее мнение) Ряд положений постановления относительно конституционности оспоренных норм нужно трактовать ограничительно. Так, безальтернативный вариант устройства муниципальной власти в городском поселении возможен лишь в случае, если начатая процедура наделения городского поселения статусом городского округа оказалась безрезультатной вследствие отсутствия на то необходимого согласия со стороны населения. Предельно ограничительно должен быть истолкован и вывод о возможности установления субъектами Российской Федерации единственного варианта формирования представительных органов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований – муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов: такое решение регионального законодателя должно носить исключительный характер, и оно не может быть немотивированным. В конечном счете, применительно ко всем муниципальным образованиям, независимо от их уровня публично-территориальной организации, более демократичным является порядок решения соответствующих вопросов при наличии альтернативных вариантов, включая прямые выборы населением.