Оспариваемые нормы: Пункт 3 статьи 1 и статья 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Правовой вопрос: Допускают ли оспариваемые нормы возможность нескольких противоречивых судебных решений о признании определенных материалов экстремистскими, и должна ли существовать обязанность привлекать к участию в деле соответствующую религиозную организацию?
Правовая позиция: Вопреки мнению заявителя, признание судом того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии такого информационного материала отдельными лицами. Проверка же обоснованности вывода суда об экстремистском характере того или иного информационного материала, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
Основания для принятия жалобы к рассмотрению имелись. Преодолению юридической силы судебного решения за счет заявления аналогичных по существу требований в различные суды (намеренно или по неведению) препятствуют существующие в законодательстве правовые механизмы, такие как разделение дел между судами по горизонтальной подсудности (статья 33 ГПК) и наделение судебного акта преюдициальным значением (статья 134 ГПК). Случаи, когда эти правила нарушаются и имеют место сразу несколько взаимоисключающих судебных решений, встречаются, и они не могут восприниматься в правовом государстве как норма. Конституционный Суд не дал ответа на вопрос о том, почему из двух решений именно то, которое вынесено не в пользу заявителя и к тому же без его участия в процессе (а в ряде случаев даже без проведения экспертиз), должно влечь соответствующие правовые последствия – несмотря на вступившее в законную силу решение в его пользу.