Постановление КС РФ от 2 декабря 2013 г. №  26-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» по запросу Законодательного Собрания Челябинской области


Правовые вопросы: 1) вправе ли региональный законодатель, исходя из возможностей бюджета региона и с учетом федерального законодательства, устанавливать или отменять налоговые льготы, в частности для пенсионеров? 2) вправе ли Конституционный Суд РФ преодолевать решение уставного суда субъекта Федерации, признавшего оспариваемую норму не соответствующей региональному уставу (конституции)?

Правовая позиция: 1) осуществленное региональным законодателем в пределах своих дискреционных полномочий изменение правового регулирования налоговой льготы не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права. Таким образом, оспариваемая норма не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции РФ; 2) нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, изданный по вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, может быть проверен также Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ по запросам органов и лиц, указанных в статье 125 (часть 2) Конституции РФ, если последние считают этот акт подлежащим действию вопреки официально принятому решению высших государственных органов субъекта Российской Федерации; эта правовая позиция уже высказывалась Судом (определения от 27 декабря 2005 года № 494-О и от 1 апреля 2008 года № 194-О-П). Отсутствие у Конституционного Суда РФ данного правомочия означало бы – в нарушение статьи 125 (часть 2) Конституции РФ – изъятие нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по вопросам совместного ведения, из правовой системы Российской Федерации и тем самым – выведение таких актов из сферы контроля Конституционного Суда Российской Федерации. При этом, если КС РФ признает подобный акт не противоречащим Конституции РФ, то он сохраняет свою юридическую силу.


Особое мнение:
  • Оспариваемая норма утратила свою силу задолго до принятия постановления Конституционным Судом – в силу решения Уставного Суда Челябинской области, и поэтому Конституционный Суд не должен был принимать запрос к рассмотрению; проверка конституционности акта, утратившего юридическую силу, возможна только в случае нарушения им конституционных прав и свобод граждан, чего в данном случае не было; решение уставного суда региона, лишающее акт юридической силы, является окончательным, и не должно преодолеваться решением иного судебного органа; осуществляемая уставным судом проверка имеет иной масштаб, нежели нормоконтроль, осуществляемый КС РФ; проблемы, которые могут быть поставлены гражданами перед региональными органами конституционного контроля, зачастую отражают специфическую социально-экономическую ситуацию именно этого региона и могут быть лучше разрешены органами судебной власти, максимально к ним приближенными; исходя из того, что в уставе (конституции) субъекта Российской Федерации может содержаться более высокий уровень социальной защиты, объективно может возникнуть и различная оценка: а именно, норма регионального закона может не соответствовать более высоким критериям устава (конституции) этого субъекта Российской Федерации, но при этом не противоречить Конституции РФ, и такая ситуация не должна рассматриваться во всех случаях как фундаментальное, существенное нарушение Конституции Российской Федерации; в данном случае Уставный суд Челябинской области сформулировал важную универсальную правовую позицию, состоящую в том, что и при отмене действия налоговых льгот законодатель должен дать этому конституционно-правовое обоснование; решение было вынесено Уставным судом в пределах своих полномочий и как таковое должно уважаться Конституционным Судом РФ; необходим был поиск компромиссного решения, отражающего умозаключения  обоих высоких судов.

    Текст
Текст (440.47 Kb)
Предметные области:
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСЫ налоги и сборы
СУДОПРОИЗВОДСТВО полномочия КС РФ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА социальная поддержка