Правовые вопросы: 1) вправе ли региональный законодатель, исходя из возможностей бюджета региона и с учетом федерального законодательства, устанавливать или отменять налоговые льготы, в частности для пенсионеров? 2) вправе ли Конституционный Суд РФ преодолевать решение уставного суда субъекта Федерации, признавшего оспариваемую норму не соответствующей региональному уставу (конституции)?
Правовая позиция: 1) осуществленное региональным законодателем в пределах своих дискреционных полномочий изменение правового регулирования налоговой льготы не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права. Таким образом, оспариваемая норма не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции РФ; 2) нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, изданный по вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, может быть проверен также Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ по запросам органов и лиц, указанных в статье 125 (часть 2) Конституции РФ, если последние считают этот акт подлежащим действию вопреки официально принятому решению высших государственных органов субъекта Российской Федерации; эта правовая позиция уже высказывалась Судом (определения от 27 декабря 2005 года № 494-О и от 1 апреля 2008 года № 194-О-П). Отсутствие у Конституционного Суда РФ данного правомочия означало бы – в нарушение статьи 125 (часть 2) Конституции РФ – изъятие нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по вопросам совместного ведения, из правовой системы Российской Федерации и тем самым – выведение таких актов из сферы контроля Конституционного Суда Российской Федерации. При этом, если КС РФ признает подобный акт не противоречащим Конституции РФ, то он сохраняет свою юридическую силу.
Оспариваемая норма утратила свою силу задолго до принятия постановления Конституционным Судом – в силу решения Уставного Суда Челябинской области, и поэтому Конституционный Суд не должен был принимать запрос к рассмотрению; проверка конституционности акта, утратившего юридическую силу, возможна только в случае нарушения им конституционных прав и свобод граждан, чего в данном случае не было; решение уставного суда региона, лишающее акт юридической силы, является окончательным, и не должно преодолеваться решением иного судебного органа; осуществляемая уставным судом проверка имеет иной масштаб, нежели нормоконтроль, осуществляемый КС РФ; проблемы, которые могут быть поставлены гражданами перед региональными органами конституционного контроля, зачастую отражают специфическую социально-экономическую ситуацию именно этого региона и могут быть лучше разрешены органами судебной власти, максимально к ним приближенными; исходя из того, что в уставе (конституции) субъекта Российской Федерации может содержаться более высокий уровень социальной защиты, объективно может возникнуть и различная оценка: а именно, норма регионального закона может не соответствовать более высоким критериям устава (конституции) этого субъекта Российской Федерации, но при этом не противоречить Конституции РФ, и такая ситуация не должна рассматриваться во всех случаях как фундаментальное, существенное нарушение Конституции Российской Федерации; в данном случае Уставный суд Челябинской области сформулировал важную универсальную правовую позицию, состоящую в том, что и при отмене действия налоговых льгот законодатель должен дать этому конституционно-правовое обоснование; решение было вынесено Уставным судом в пределах своих полномочий и как таковое должно уважаться Конституционным Судом РФ; необходим был поиск компромиссного решения, отражающего умозаключения обоих высоких судов.