Постановление КС РФ от 26 ноября 2012 г. № 28-П по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Авеста»


Правовой вопрос: нарушены ли конституционные права заявителя – юридического лица нормами законодательства, которые ставят размер штрафа за недекларирование товара на таможне в зависимость от такой недостаточно определённой категории, как рыночная цена этого товара в Российской Федерации?

Правовая позиция: Суд принял во внимание своё Постановление от 13 июля 2010 года № 15-П, в котором аналогичный вопрос был рассмотрен применительно к физическим лицам, ввозящим товары для своего личного потребления. В том случае Суд признал невозможным определять размер санкции посредством рыночной цены, указав, что вместо рыночной цены товара должна использоваться его таможенная стоимость (цена приобретения). Однако в настоящем Постановлении применительно к юридическим лицам Суд занял иную позицию: федеральный законодатель вправе устанавливать для юридических лиц более высокую ответственность, чем для физических лиц, а юридическое лицо должно иметь представление о рыночной стоимости перемещаемых им через таможенную границу товаров, равно как и об ответственности за недекларирование или ненадлежащее декларирование товаров при их ввозе на таможенную территорию, используя для этого, при необходимости, экспертов. Поэтому оспариваемые нормы не противоречат Конституции.


Особое мнение:
  • Правила исчисления размеров административных штрафов должны применяться идентичным образом и к физическим, и к юридическим лицам, которые являются ничем иным как объединением физических лиц.

  • Фактор целей ввоза (для потребления или коммерческого использования) не оправдывает дифференцированного применения соответствующих санкций, а рыночная цена может устанавливаться по разным методикам, что создаёт неопределённость и нарушает принципы справедливости и равенства.

  • Личное потребление не  является более высокой конституционной ценностью по сравнению с защитой предпринимательства, а предпринимательские риски могут вызываться непредсказуемостью экономической конъюнктуры, но не расплывчатостью законодательства и правоприменительным произволом.

Текст (463.13 Kb)
Предметные области:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО административная ответственность
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСЫ ввоз товаров
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО предпринимательство