Правовой вопрос: нарушены ли конституционные права заявителя – юридического лица нормами законодательства, которые ставят размер штрафа за недекларирование товара на таможне в зависимость от такой недостаточно определённой категории, как рыночная цена этого товара в Российской Федерации?
Правовая позиция: Суд принял во внимание своё Постановление от 13 июля 2010 года № 15-П, в котором аналогичный вопрос был рассмотрен применительно к физическим лицам, ввозящим товары для своего личного потребления. В том случае Суд признал невозможным определять размер санкции посредством рыночной цены, указав, что вместо рыночной цены товара должна использоваться его таможенная стоимость (цена приобретения). Однако в настоящем Постановлении применительно к юридическим лицам Суд занял иную позицию: федеральный законодатель вправе устанавливать для юридических лиц более высокую ответственность, чем для физических лиц, а юридическое лицо должно иметь представление о рыночной стоимости перемещаемых им через таможенную границу товаров, равно как и об ответственности за недекларирование или ненадлежащее декларирование товаров при их ввозе на таможенную территорию, используя для этого, при необходимости, экспертов. Поэтому оспариваемые нормы не противоречат Конституции.
Правила исчисления размеров административных штрафов должны применяться идентичным образом и к физическим, и к юридическим лицам, которые являются ничем иным как объединением физических лиц.
Фактор целей ввоза (для потребления или коммерческого использования) не оправдывает дифференцированного применения соответствующих санкций, а рыночная цена может устанавливаться по разным методикам, что создаёт неопределённость и нарушает принципы справедливости и равенства.
Личное потребление не является более высокой конституционной ценностью по сравнению с защитой предпринимательства, а предпринимательские риски могут вызываться непредсказуемостью экономической конъюнктуры, но не расплывчатостью законодательства и правоприменительным произволом.