Постановление КС РФ от 18 мая 2012 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А.Каткова


Правовая проблема: конституционны ли оспариваемые положения, поскольку они позволяют привлекать организатора публичного мероприятия к административной ответственности в случае, если фактическое количество участников данного публичного мероприятия превысило заявленное в уведомлении о его проведении.

Ratio decidendi: Суд признал оспариваемые положения не противоречащими Конституции, но дал им общеобязательное толкование, согласно которому административная ответственность организатора публичного мероприятия возможна только в том случае, если указанное превышение возникло именно по его вине и создало реальную угрозу для общественного порядка и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия, равно как и лиц, в нем не участвовавших, риск причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц. Иное означало бы возможность необоснованного привлечения к административной ответственности организатора публичного мероприятия за действия иных лиц, правомерно реализующих свое конституционное право собраний, что противоречило бы презумпции невиновности, приводило бы к объективному вменению и тем самым – к вынесению несправедливых судебных решений.


Особое мнение:
  • Оспариваемые положения следовало бы признать неконституционными, так как они изначально ставят организаторов и участников мирной акции изначально поставлены в положение виновной стороны, что нарушает конституционное право граждан на судебную защиту.

Текст (314.38 Kb)
Предметные области:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО административная ответственность свобода собраний и ассоциаций