Постановление КС РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г.Кузьминой, С.М.Смиренского и В.П.Юкечева


Правовой вопрос: конституционность оспариваемых положений, если они позволяют признавать некоммерческую организацию иностранным агентом во внесудебном порядке и допускают возможность наложения несоразмерных и несправедливых санкций на её руководителей. 

Правовая позиция: по мнению КС РФ, любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные коннотации, опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, лишены каких-либо конституционно-правовых оснований. Организация – иностранный агент - не лишается возможности участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и тем самым не ставится в дискриминационное положение по сравнению с некоммерческими организациями, не получающими иностранного финансирования. При этом любые объективные затруднения в оценке характера и (или) целевой направленности деятельности некоммерческой организации, получающей денежные средства или иное имущество от иностранных источников, должны толковаться исходя из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций. Бремя доказывания необходимости  включения организации в реестр иностранных агентов возлагается на соответствующие государственные органы. Что касается санкций за неподачу заявления о включении в специальный реестр иностранных агентов, то размер её может быть снижен судом ниже низшего предела.


Особое мнение:
  • Оспариваемые положения не соответствуют Конституции РФ. Они внутренне противоречивы: так, некоммерческая организация, хотя и имеющая иностранный источник финансирования, которая формирует нетерпимость к коррупционным проявлениям и поведению в противовес «благодушию» государственной власти по указанной проблеме, автоматически может быть признана организацией, выполняющей функции «иностранного агента», и, разумеется, привлечена к административной ответственности. Содержащаяся в законе о некоммерческих организациях дефиниция «политической деятельности» не позволяет однозначно и непротиворечиво ответить на вопрос, какие именно виды деятельности могут быть отнесены к «политическим». Законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, предполагает негативную оценку такой организации со стороны государства. С очевидностью прослеживается генетическая связь оспариваемых законоположений с американским законом FARA 1938 года «О регистрации иностранных агентов», который на момент принятия был в основном направлен на пресечение нацистской деятельности в США перед Второй мировой войной.

Текст (409.35 Kb)
Предметные области:
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО некоммерческие организации