Правовой вопрос: конституционность нормы, устанавливающей для юридических лиц минимальный штраф в 300 тысяч рублей за непредставление сведений по требованию антимонопольных органов.
Правовая позиция: Суд пришёл к выводу о частичной неконституционности оспариваемой нормы, указав, что подобное регулирование не исключает превращения административного штрафа из превентивной меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что не соответствует Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости. Оно не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Вплоть до внесения законодательных изменений правоприменители вправе снижать размер штрафа ниже низшего предела.
При отсутствии в Конституции и в текущем законодательстве ясных критериев для снижения наказания ниже низшего предела такое снижение чревато нарушением прав и свобод граждан, их объединений, таит в себе серьезные коррупциогенные риски.