КС РФ указал на обязательность разъяснений Верховного Суда
В постановлении Конституционного Суда по существу признаётся их правотворческий характер
В принятом 23 декабря 2013 г. постановлении о конституционности нормы статьи 1158 Гражданского кодекса Конституционный Суд сформулировал ряд важных положений, касающихся правомочия Пленума Верховного Суда РФ давать судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства.
КС РФ пришёл к выводу о том, что:
- это правомочие направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права судами общей юрисдикции и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации;
- целью разъяснений является устранение неопределенности нормы, обеспечение ее однозначного истолкования и единообразного применения, а также адекватного и своевременного приспособления регулирующей роли нормы в единстве ее буквы и духа к той или иной сфере общественных отношений в их динамике;
- применение судами общей юрисдикции в ходе рассмотрения дела конкретных правовых норм должно соотносится с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда, - иное может свидетельствовать о судебной ошибке, допущенной при разрешении дела.
- в случае расхождения судебных решений с постановлениями Пленума Верховного Суда эти решения могут быть отменены;
- при этом, однако, необходимо соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Таким образом, Конституционный Суд подчеркнул обязательность этих разъяснений для судов, которая была формально утрачена с принятием в 2011 г. Закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Кроме того, из рассуждений Конституционного Суда вытекает, что эти разъяснения носят по существу нормотворческий характер, поскольку меняют правовое регулирование и вследствие этого должны иметь действие во времени, аналогичное нормам закона.