«Правовые позиции, сформулированные Президиумом и Пленумом Высшего арбитражного суда, - это не только руководство к действию, но и готовые черновики будущих судебных решений»
"Можно сколь угодно говорить о том, что у нас прецедентного права нет, но стереотипность в жизненной деятельности, которая соответствующим образом отражается в юриспруденции, есть и будет".
судья Конституционного Суда РФ в 1991 – 2002 г., заместитель председателя Суда в 1995-2002 гг. Заведующая кафедрой судебной власти и организации правосудия НИУ-ВШЭ.
«Нельзя не остановиться на наблюдаемых в последнее время попытках значительной части юридического сообщества внести в российскую нормотворческую практику элементы англосаксонского прецедентного права»
Те решения, где формулируется правовая позиция о конституционном смысле закона, имеют прецедентное значение. Поэтому-то все чаще говорят о прямых прецедентах Конституционного Суда. Хотя не все с этим согласны, и даже среди представителей юридического сообщества есть те, кто отрицает это категорически. Говорят: какое прецедентное значение? Не имеет КС права это делать! Я считаю, что это худшие отрыжки вульгарного юридического позитивизма. (См. полный текст интервью.)
Все более активное внедрение элементов прецедентного права свидетельствует об углублении интеграции судебной системы России в международное судейское общество. (См. полный текст интервью.)